Описание блога

Авторы: Андрей Булавка и Карякин Эдуард

6 нояб. 2009 г.

Ninja

С тех пор как я серьёзно занялся паркуром, меня всегда интересовал вопрос, как и при помощи каких нетрадиционных методик и упражнений можно достичь высот в искусстве преодоления препятствий. И каждый раз в роли идеального трейсера я представлял себе древнего воина-ниндзя. Возможностями этих мастеров можно бесконечно восхищаться. Ниндзя могли делать на столько невероятные вещи, что нередко люди находили объяснение только при помощи магии. Но всего этого воины-тени добились путём ежедневных тренировок тела, разума, интуиции на протяжении всей жизни. В их арсенале было множество необычных и специфических упражнений. Ниндзя,будучи искусными шпионами, умели хранить свои тайны. Но всё-же некоторые методики сохранились и до наших времён, некоторые из них я опишу далее.


Интуиция

Чтобы обеспечить всестороннюю психофизическую подготовку ученика, наряду с комплексом гимнастических и дыхательных упражнений применялись различные психотехнические упражнения, направленные на развитие интуиции, мгновенной реакции, комбинированного мышления и т.д. Так, например, в процессе тренировок использовался целый комплекс различных упражнений, вырабатывающих умение тонко чувствовать противника в бою, интуитивно предугадывать его действия и мгновенно на них реагировать.


Одно из таких упражнений заключалось в том, что боец с закрытыми или завязанными глазами, сидя на плечах партнера, должен был предугадывать его движения, переходы из стойки в стойку и синхронно сопровождать эти переходы соответствующим каждой стойке ударом или блоком. Либо, став напротив партнера и уперев кулаки в его ладони, боец должен был проводить удары, преодолевая сопротивление рук напарника. Задача партнера заключалась в том, чтобы предугадать удар и заблаговременно отреагировать на него. Был и другой вариант этого упражнения: держа руки в постоянном контакте, партнеры поочередно старались нанести друг другу удар или отвести его с закрытыми глазами.


Более сложное упражнение заключалось в следующем: учитель держал между большим и указательным пальцами листок бумаги и неожиданно отпускал его. А ученик должен был схватить двумя пальцами падающий листок. Затем то же самое выполнялось с палочкой или металлической пластинкой, после чего все повторялось с закрытыми глазами.


Еще в одном упражнении два ученика становились друг против друга и поочередно с закрытыми глазами наносили удары, останавливая руку или ногу за несколько миллиметров до цели. Тот, кто принимал удар, должен был угадать его направление и правильно отреагировать, ставя блок или уклоняясь.


Постепенно задача усложнялась: увеличивалось число атакующих, стоящих по кругу (до восьми человек - по восьми сторонам света), росла скорость и сила ударов и т.д. С такой же нарастающей степенью трудности проводились тренировки в "темной комнате": за дверью этой комнаты становился человек, который наносил входящему удар рукой или палкой, а тот должен был либо увернуться от удара, либо блокировать его. Со временем количество нападавших доводилось до четырех, причем им разрешалось применять оружие. С целью обострения восприятия и выработки особенно тонкой чувствительности, позволяющей интуитивно угадывать намерения противника и безошибочно реагировать на внезапные атаки, нередко вообще все тренировки проводились ночью, в сумерках или в полной темноте.


Ноги

Пожалуй, в жизни ниндзя основная нагрузка приходится на ноги - доставка донесений на большие расстояния в самое короткое время, лазание по стенам и крышам, проникновение во дворцы и простые жилища. Поскольку большую часть жизни ниндзя проводили в лесу, они разработали упражнения, которые развивали их ноги (achi), используя при этом все, что их окружало - лазали по деревьям, прыгали, ходили и бегали по горам и по труднопроходимым местам.


Первое упражнение для тренировки ног на скорость. Вокруг шеи тренирующегося обвязывали полосу ткани длиной около 10 метров. Материя свисала сзади, и ниндзя должен был бежать быстрее и быстрее, добиваясь такой скорости, чтобы ткань на бегу не касалась земли. Только такой результат считался удовлетворительным.


Второе упражнение для тренировки ног на скорость. Ниндзя придерживал на груди соломенную шляпу. На бегу он отпускал ее, и теперь шляпа держалась только напором ветра. Задача ниндзя заключалась в том, чтобы как можно дольше не уронить шляпу, т.е. пробежать возможно большее расстояние с максимальной скоростью.



Упражнение в беге на осторожность. Ниндзя учились бегать так тихо, как только это возможно. На земле раскладывали листы бумаги, и тренирующиеся бежали по ним, стараясь не порвать их и не сдвинуть с места.



Упражнение на выносливость. На ниндзя навешивали мешки с камнями - за плечи и вокруг талии. С этим грузом они должны были взбегать на горы и скалистые холмы до изнеможения. В результате таких тренировок ниндзя могли пробегать 100 - 120 км в день со скоростью 20 км/ч. Современный марофонский бегун, одетый в спортивные трусы и обычную футболку, пробегает около 50 км в день со средней скоростью 12 км/ч. Ниндзя же, несший на себе оружие и альпинистскую экипировку, легко пробегал вдвое большее расстояние.


Ниндзя также практиковались во многих различных видах бега: бег на кончиках пальцев, бег на одной ноге - на случай ранения (именно этим видом бега пользовался Сарутоби), бег по мокрой поверхности, бег по воде, бег боком. Об этом виде бега надо сказать особо: тело человека разворачивалось несколько боком, вперед плечом, тренирующийся немного нагибался для равновесия и удержания направления. На бегу ступни становились так, чтобы шаги перекрещивались (скрестный шаг). Этот вид бега использовался в том случае, когда надо было быстро передвигаться вдоль стены или в узком месте. Если человек ставит свое тело в одну плоскость со стеной, его труднее увидеть врагам.


Прыжки


Юного воина, когда он был еще ребенком, тренировали в прыжках следующим образом. Ему давали зернышко кукурузы, и он сажал его в землю. Как только появлялся росток, юный ниндзя прыгал через него много‑много раз. Каждый день росток подрастал, каждый день ребенок прыгал. Вскоре росток становился выше головы ребенка, но это его не останавливало. Когда же молодому воину все же не удавалось перепрыгнуть росток, ему давали следующее зернышко, и процедура повторялась. Со временем, не оставалось такого стебля, который не смог бы перепрыгнуть молодой ниндзя.

В общую гимнастическую подготовку ниндзя включалось много упражнений, связанных с прыганием (tobu). В жизни ниндзя было много случаев, когда нужно было прыгать - перепрыгивать с крыши на крышу, прыгать по деревьям, с земли на стену, сверху вниз и т.д. В программу тренировок, связанных с прыжками, включались прыжки в длину, в высоту, двумя ногами вместе, по диагонали, вбок.



Двойной конь. Из-за того, что ниндзя очень часто приходилось залезать на стены или крыши домов, была разработана особая технология этого процесса, которая называлась jinba. Двойной конь (futarijinba) выполнялся, как это понятно из названия, двумя ниндзя: один человек стоял на плечах у другого, нижний подбегал вплотную к стене или тому препятствию, которое необходимо преодолеть, а верхний приседал у него на плечах, готовый к прыжку. Когда они оказывались у стены, нижний человек выпрямлялся, а верхний в то же самое время прыгал вверх. Таким образом телу верхнего ниндзя сообщалось двойное ускорение. Это был очень сложный маневр, который мог удаться только при полной скоординированности и согласованности действий двух человек.



Тройной конь. Маневр, совершавшийся с той же целью, что и предыдущий, но предполагавший участие трех человек (sanrijinba). Один ниндзя стоял спиной к стене, второй садился на землю у его ног, опять-таки спиной к стене, так что они образовывали собой как бы лестницу, по которой третий участник маневра должен был взбежать на стену. Третий ниндзя разбегался, добегал до своих товарищей, ставил ноги на ладони сидящего, а стоящий брал его за локти, и первые двое одним движением (энергия которого складывалась с энергией разбега) забрасывали третьего ниндзя на стену или другое препятствие, которое они собирались преодолевать. Со стены третий ниндзя помогал первым двум залезть наверх. Подобная техника преодоления препятствий была весьма эффективной, а потому очень широко использовалась в различных семейных кланах ниндзя.


Равновесие

В жизни ниндзя, полной опасностей и неожиданностей, очень часто возникали ситуации, когда не только успех дела, но и возможность остаться в живых зависели от тренированного вестибулярного аппарата. Поэтому учиться удерживать равновесие (heiko) в самых сложных случаях каждый член любого семейного клана ниндзя должен был с раннего детства. На таких тренировках будущие ниндзя ходили по бревну - сперва толстому и лежащему на земле; затем бревно становилось все тоньше и все выше поднималось над землей. В конце концов ребенок мог ходить по веревке, натянутой между двух скал над пропастью. Если в задание ниндзя входило быстрое передвижение по стенам дворцов и по крышам в темное время суток, он должен был иметь хорошо развитый вестибулярный аппарат и твердые ноги. Для развития этих качеств в программе тренировок ниндзя было по крайней мере три упражнения.



Первое упражнение заключалось в том, что длинный кусок бамбука ( или обычной доски ) закреплялся между двумя деревьями, и ниндзя должен был бегать по нему так быстро, как только мог. При этом он должен был бегать на одних пальцах, как по натянутому канату.



Второе упражнение. Ниндзя надевал на себя гета (японские сандалии с двумя деревянными планками под подошвой, которые кожаными ремешками крепились к ступне), становясь таким образом на несколько сантиметров выше. Планки были очень высокими, так что напоминали, в некотором смысле, ходули, и ниндзя ходили в таких гета по камням, взбирались на валуны, бегали по пересеченной местности, прыгали через канавы и ямы,пытаясь сохранить при этом равновесие.



Третье упражнение. Ниндзя клал себе на плечи два длинных бамбуковых шеста. На четырех концах этих шестов висели четыре привязанных веревками глиняных горшка с широкими горлышками, до краев наполненные водой. Тренирующийся должен был бегать, прыгать, ходить, приседать, вставать, поворачиваться с этими шестами на плечах, следя за тем, чтобы из горшков не было пролито ни капли воды в течение всех производимых им маневров.


Ладони, пальцы


Ниндзя должен был твердо знать, что и без альпинистского снаряжения, и без оружия, и без каких бы то ни было подручных средств он в состоянии сделать все, что необходимо. Ко всему прочему, характер выполняемой работы был таков, что ниндзя часто приходилось быстро убегать с места преступления после выполнения задания. Естественно, тяжелая экипировка помешала бы ему при этом.


Чтобы сделать кожу на ладонях- грубой, чтобы развить нечеловеческую силу в пальцах и запястьях, ниндзя тренировались следующим образом: в земле выкапывалась ямка, в нее для сначала насыпали песок, и ниндзя всеми пальцами по очереди пробивал в нем дыры. Затем вместо песка насыпали землю, затем камни... И наконец, ниндзя должен был пальцем проткнуть металлическую пластинку. Такие тренировки превращали его пальцы в стальные прутки, которыми можно было запросто пробить в груди человека дыру или проломить ему череп.



Сила захвата, цепкость

Воинам-ниндзя, основной частью жизни которых были схватки с оружием и без оружия, лазание по крышам и стенам дворцов и убийства людей, важно было иметь не только пробивную силу удара, но и наличие железной хватки. Для развития силы захвата (akuryoku) были разработаны специальные упражнения, освоив которые ниндзя одинаково легко ломали человеческие кости, деревянные перегородки и изделия из металла, всего лишь сдавливая их в руках.


Первое упражнение. Ниндзя должен был держать руки в воде, постоянно сжимая и разжимая пальцы, что очень серьезно развивало силу захвата. Аналогичное упражнение могло выполняться в песке вместо воды.



Второе упражнение называлось "Удержание песка" (suna-moshi). В глиняный горшок до верху насыпали песок, и ниндзя должен был, взяв горшок пальцами за горлышко, носить его в течение нескольких часов, что естественно способствовало развитию необычайной силы в пальцах и запястьях.


Третье упражнение носило название "Бамбук" (takeippon). Ствол бамбука кололи вдоль на толстые лучины длиной около метра. Затем их обвязывали вокруг столба или ствола дерева. Задача ниндзя заключалась в том, чтобы вытянутьпальцами каждую лучину. Это было очень трудно, так как каждую "бамбучину" нужно было поддеть ногтями, а ногти у ниндзя обрезались очень коротко.

Четвертое упражнение. Для развития силы в плечах и предплечьях, запястьях и пальцах в кланах ниндзя было очень популярно упражнение под названием "Висящий человек (kakejin) Вокруг пояса ниндзя и на его плечи привязывали сумки с камнями, после чего тренирующийся повисал на ветке дерева, держась за нее руками, и оставался в этом положении так долго, как только мог, добиваясь такой силы в мышцах рук и плечевого пояса, чтобы быть в состоянии провисеть 6 -8 часов подряд и при этом не ощущать боли и особой усталости.


Дыхание


Так называемое "обычное дыхание" - это дыхание судорожное и беспокойное. Часть воздуха при этом всегда задерживается в легких, не выдыхается целиком, ибо человек как бы не в силах "отпустить" его и дать ему свободно пробежать весь свой путь. Поэтому обучение правильному дыханию начинается с долгого высвобождения дыхания - его выпускают так, как будто из тела постепенно с помощью тяжелого свинцового шара выдавливают весь воздух: сначала этот шар как бы погружается в грудную клетку, затем в живот, а потом он вываливается на землю. Последующий вдох при этом получается сам собой как простое рефлекторное действие. Приведем для примера несколько упражнений, обучающих правильному дыханию.

Первое упражнение. Встав на колени и опустившись на пятки (можно сесть на землю между пяток), вдохнуть, задержать дыхание, отвести руки за спину и взять пальцы в замок. Вместе с выдохом наклоняться вперед, пока голова не коснется пола. Сделать небольшую паузу, затем дышать ритмично. Со вдохом вернуться в исходное положение. В этой позе нужно находиться от 1 до 20 минут.

Второе упражнение. Стоя сделать глубокий вдох и поднять руки вверх. Затем нагнуться, стараясь достать руками землю. На последнем мгновении вдоха задержать дыхание. Через несколько секунд согнуть ноги в коленях, чтобы голова опустилась еще ниже. Выдохнуть, вернуться в исходное положение.

Третье упражнение. Оно состоит из нескольких частей.
а) Стоя вдыхать и выдыхать через нос, чуть задерживая дыхание после вдоха.
б) Выдыхая, представить, как энергия течет к солнечному сплетению, а выдыхается только отработанный углекислый
в) На последнем мгновении вдоха сделать паузу, сжать руки в кулаки, как бы хватаясь за палку. Выдыхая, "гнать" энергию к солнечному сплетению.
г) На последнем мгновении вдоха сделать паузу, напрячь все мышцы тела. Выдыхая, "гнать" энергию к солнечному сплетению.
Четвертое упражнение. Вдохнуть, сделать паузу, вытянуть руки перед собой. При выдохе через рот постукивать пальцами по груди.

Вариант того же упражнения. Вдохнуть, сделать паузу, вытянуть руки перед собой. Выдохнуть через рот, соединить руки вместе над головой, наклонить тело вправо и влево. В обоих вариантах выдох должен быть энергичнее, чем вдох. Пятое упражнение. Расставить ноги на ширину плеч. Медленно вдыхая, вытянуть руки перед собой, сделать паузу, во время паузы энергично согнуть руки в локтях, паузу продлить до состояния удушья. Выдохнуть, расслабиться, опустить руки вниз.

Шестое упражнение. Встать на колени, опуститься на пятки. Вдыхать попеременно то правой, то левой ноздрей, выдох производится через обе ноздри.

Седьмое упражнение. Встать прямо, ноги поставить на ширину плеч, глубоко вдохнуть, медленно поднимая руки над головой, задержать дыхание на несколько секунд, затем несколько наклониться вперед, опустить руки и, сокращая мышцы живота, выдохнуть через рот, произнося слово "ха". Возвратиться в исходное положение, сделать медленный вдох, затем медленно выдыхая через нос, опустить руки.

Источники: http://www.cultline.ru/ninja/shadow, "Путь Мирного Воина" Дэн Милмэн

Aramice