Описание блога

Авторы: Андрей Булавка и Карякин Эдуард

5 янв. 2010 г.

О многом сразу...


Привет читатели! Прошу прощенья за столь долгое отсутствие, было очень много дел. Но сейчас всё придёт в норму. Публикую текст моего доклада с конференции в рамках Недели Паркура 2009 в Санкт-Петербурге с Дэном Эдвардсом и Стефаном Вигруа. Но здесь текст более свободный, чуть более открытый, чем на конференции.
Я бы хотел начать свой доклад с того, что проблема, которую я буду сейчас рассматривать, является объективно-насущной и требующей скорейшего разрешения. Почему? И что это значит?
Определение понятий паркур и фриран в силах изменить сложившуюся ситуацию в сообществе трейсеров, почему? Потому что многополярность мнений о данных понятиях, к сожалению, приводит к рассуждению: «сколько трейсеров, столько и мнений», т.е. столько понятий и данных об этих понятиях. К сожалению, эти данные часто прямо противоположны друг другу. Это является, на мой взгляд, одной из причин разрозненности в сообществе. То есть, каждый понимает, как хочет и что самое страшное, некоторые авторитетные трейсеры и команды склоняют к свободе собственного понимания данных определений. Это не очень правильно, потому что термин, по сути, должен быть четко определен, то есть нельзя кардинально по-разному определять одно и то же.
Квинтилиан, если вы знаете такого известного оратора, сказал, что «Свобода и распущенность — понятия одно другому совершенно противоположные. То, что в одних случаях называется свободой, в других — называется распущенностью». Думаю, данная цитата, хорошо описывает ту проблему, о которой мы сейчас будем говорить. Любое понятие должно быть четко определено. Может быть свободная интерпретация, но не может быть свободного определения. Концепция должна сохраняться в каждом определении относительно родоначального. Такая свободная ситуация способна только более дифференцировать ситуацию, т.е. разрушать данное определение. Стремление к единому определению способно хоть каким-то образом привести к единению сообщества трейсеров.

Дальше поговорим немного об искусстве. Паркур, по сути, не является, в полном смысле, ни искусством, ни спортом. Его понятие определяется его основополагающей идеей. Изначально, исторически, она заключена в идее спасения. В экстремальных условиях и ситуациях в отношении применения своих навыков на пользу. В этом смысле назвать паркур искусством я не могу. Для начала надо определить что же такое искусство. По сути это подражательное миру и природе созидание. Теперь рассмотрим паркур в этом смысле поближе. Что творит трейсер? Во время тренировки процесса творения не происходит. Т.е. происходит разделение элементов на части, изучение, обучение, но творчество, же происходит во время именно самого паркура. То есть создание трассы, индивидуальность выбора географии пути. В этом, несомненно, есть момент творчества, но сложно объективно называть паркур из-за этого искусством. Суть искусства должна содержаться в определенном принципе — принцип существования той или иной деятельности. Какой принцип паркура? Его основополагающая идея, по-моему — это спасение, помощь, самоотверженность. Исследуя историю паркура, я пришел к выводу, вы можете убедится в этом, заглянув на просторы интернета, паркур был создан как средство помощи, прививал нам спасение. Размышляя об этом, можно прийти к тому, что паркур определенно имеет цель, достигнуть m вовремя для n действий. То есть преодоление из точки А в точку Б, максимально ограниченное, органичное продуктивное перемещение. Получается, что паркур как явление случается очень редко и это определение является определением обстоятельства, то есть он зависит от конкретного случая, от его [паркура] необходимости. Все остальное — это подготовка к данному действию. Исходя из вышесказанного можно понять, что паркур не является искусством, хоть имеет творчество в своей природе.

Но что же делать тогда с эстетикой? Ответом на этот вопрос является фриран. Дисциплина, созданная Себастьяном Фуканом (Sebastien Foucan). Вообще, она была создана рекламистом фильма Jump London, но Себастьян в итоге решил, что можно из этого сделать свою дисциплину и вложить в нее свои принципы. Почему она является ответом на данный вопрос? В основе дисциплины лежит идея свободного, неограниченного перемещения. То есть нет ни точки А, ни точки Б. Целью является само движение. Следуя этой идее ясно видна ничем не запрещенная акробатика. Я говорю об этом, потому что это является так же проблемой всех занимающихся. Движение свободно, неограниченно и во фриране, получается, двигаться можно не только линейно, но и вообще не двигаться. Имеется ввиду нахождение на одном месте, в то время как паркур предусматривает безостановочное движение. В этом смысле именно фриран является искусством перемещения. Себастьян Фукан (Sebastien Foucan) не определяет так свое искусство, свою дисциплину, но это логически выводится из основного принципа, который в нее вкладывается — это свободное перемещение. Если ты можешь двигаться как хочешь, следуя из того, что ты двигаешься куда хочешь, следовательно целью является именно твое движение и работаешь ты над его эстетикой, т.е. над красотой, над техникой, двигаешься так, как хочешь, в отличие от необходимости случаев паркура. Исходя из этого можно полноправно считать фриран искусством перемещения.
Теперь чуть-чуть по другому поводу. Думаю, правильно сделали Majestic Force и Parkour Generations, когда условились называть все, что является дисциплиной перемещения — паркуром, для удобства, это верно. То есть они не разделяют паркур и фриран кардинально. Потому что мы занимаемся одним, занимаемся мы ради удовольствия или функциональности — это одно и тоже. Как мы разобрали, паркур явление редкое, получается, чем мы занимаемся в остальное время, если не паркуром, когда мы тренируемся, предположим? То есть во время тренировки мы ничем не отличаемся от так называемых фриранеров, или, так называемых, трейсеров. Думаю, что фриранер сможет применить свои навыки на пользу, в необходимой ситуации. Я не думаю также, что трейсер постоянно думает о том, кого бы там спасти, бегает по городу как супер-герой. По сути и трейсеры и фриранеры действуют по обстоятельствам. Но, что же тогда в остальное время. Мы как раз тренируемся, постигаем, занимаемся, работаем над техникой, как производное над эстетичностью своих движений. Из всего выше сказанного следует, что фриран и паркур являются, на самом деле, разными сторонами одного и того же. В этом суть. То есть суть не в разделении, потому как и паркур, и фриран имеют практически одинаковые принципы, в своей основе. Поэтому, объединив паркур и фриран одним термином «паркур» было бы несомненно верно. Хотя бы чисто исторически это верно, если бы Бель назвал свою дисциплину «фриран», исторически правильнее было бы так называть. Поэтому, бы правильным назвать «паркуром» объединение этих дисциплин и называть «трейсерами» как людей, считающих, что они занимаются фрираном, так и людей, которые считают, что они занимаются паркуром. Но осталась проблема в другом.



Если Вы знаете, проводятся чемпионаты по фрирану в Великобритании, которые организуются командой Urban FreeFlow, так вот, проблема с этим фрираном. Там есть эта соревновательность, о которой мы говорим. На самом деле фриран тоже отрицает соревновательнсть, если вы знаете на сайте Себастьяна Фукана (Sebastien Foucan) есть такая информация, есть принцип «No competition». Фриран, который представлен на данном “чемпионате”, на самом деле является чемпионатом, по акростриту, потому что 98% участвующих, ничего кроме акробатики там не показывают. К тому же, данное шоу является конкретно коммерческим проектом, поэтому оно может называться как угодно, ибо не имеет никакого отношения к настоящему чемпионату, потому как паркур и фриран не зарегистрированные спортивные явления. Здесь уже происходит путаница. В СМИ, в частности в интернет-каналах чемпионаты подаются самой шоуобразной стороной и дисциплина, по сути, теряется и теряется ее определение. Я бы сказал, что это насильственное отношение к термину «свободы перемещения», потому что свобода не значит абсолютность, неограниченность в своих действиях и отношениях, т.е. развитие — это не изменение. Многие трейсеры придерживаются популярного сейчас мнения о том, что дисциплину следует развивать, прививая ей новое. Но правильно ли они понимают слово «развивать»? Думаю, что есть в этом определенного рода проблема, потому что, многие понимают «развивать» как «изменять», но это совсем неправильно, это даже совершенно неверно. Видимо, такое же отношение было у Urban Free Flow, когда они организовывали свои чемпионаты. В сущности, они не развили, а исказили, т.е. они просто убрали главный принцип “No competition” и неправомерно оставили название. Я приведу простой пример. Все вы знаете геометрию, она основывается на пяти аксиомах. Если убрать одну аксиому, и сказать, что это та же геометрия — то это чистого рода обман. Потому что разрушится вся структура, и геометрией это уже не назовешь.
Вернемся к паркуру и фрирану. Убирая главный принцип не соревновательности будет ли это паркуром, фрираном или нет. Что значит основополагающий принцип? Это как фундамент, на нем держится все. Невозможно заменить фундамент или убрать его часть — структура не будет держаться. В зависимости от того, каким будет этот фундамент определится и то, основой чего он является. В нашем случае интерес представляет соревновательность и несоревновательность. Соревновательность — это прямая, грубая, чаще всего, четко направленная на победу конкурентная деятельность. В основе соревнований лежит стремление превзойти, достичь единоличной победы. И если вы хоть раз видели видео команды Urban FreeFlow, которая отрицает несоревновательность, можете заметить, что отношения между ними являются в меньшей степени дружескими. Каждый хочет утвердить свой успех, каждый хочет превзойти своего напарника или уже соперника. Люди в такой команде являются уже не напарниками, а соперниками. Их совместные тренировки являются своего рода соревнованиями. В таком миниобществе общение является чисто конкурентным. Внутренние отношения трейсеров, которые отрицают соревнования, характеризуются взаимопомощью и бережливостью друг к другу. Такого рода отношение, по-моему, является наиболее подходящим и лучшим, поскольку оно основано на дружбе. Чисто с этической точки зрения оно является лучшим. Деятельность трейсеров связана с опасностью, вам это известно, и объективное предостережение часто может быть просто необходимым. Но последует ли такое предостережение, или будет оно услышано в среде соревновательного общества? Нужно сделать лучше, а для этого ведь стоит идти на определенные риски.

Проблема взаимоотношений СМИ и паркура как явления.
Популяризация всегда имеет отрицательные последствия. И паркур этого отрицательного момента избежать не смог. И вернуть ему его чистый настоящий авторитет будет теперь очень не просто. Проблема непонимания заключена именно в природе СМИ, задачей которого является сенсация в отношении альтернативной деятельности. Например, паркур. Простому зрителю нужно шоу с падениями, яркими поражениями, и совершенно не важно чем это является в действительности. Вся информация зависит от компетентности лиц, которые готовят подачу продукта. В частности, журналисты либо плохо проверяют полученную информацию и в итоге выпускают почти полностью недостоверные данные, или они делают это сознательно, опять же, с целью создать сенсационный образ. Ведь эта недостоверность создается с целью заинтересовать, отсюда и вся искаженность данной информации. Такие действия, по-моему, являются практически разрушительными для дисциплины, потому что СМИ — четвертая власть и она создает определенные отношения между человеком и тем, что она подает. Какой я, лично, вижу выход из данной ситуации. Не знаю, возможен ли он юридически, но формально, он точно может быть осуществлён. Нужно создать канал, между сообществом трейсеров и СМИ. Примерно он будет работать таким образом: сначала, вся информация, свежая, достоверность которой подтверждена, попадает в этот канал. Журналисты определяют эту информацию, аккредитовывают её у данного канала, и пройдя оба эти пункта, материал выпускается.
Популяризация составляет мнение обывателя, и, несомненно является очень важным явлением в основном для паркура , но дисциплине намного важнее отношение занимающихся. Разрушительность мнений — идет чисто из личностей, занимающихся одной дисциплиной. Корень проблемы, мне кажется, лежит в молодости паркура, потому что вполне возможно, это просто природная историчность. Все вновь созданное вызывает жесткие дискуссии, споры, многое здесь зависит от определения понятий, как я говорил ранее, паркур, фриран, спорт, соревнования и так далее. Так же данное состояние - отношение трейсера к дисциплине характеризуется неосведомленностью новичков об истории, об идее. Задача трейсера, в основном, быть объективным в своих суждениях и уважать или хотя бы толерантно относится к исторической и истинной действительности. Когда, предположим, трейсер читает на сайте Давида Белля (David Belle), основателя паркура, что паркур не соревнователен, он говорит: «Ну да, древняя информация, вы что, давайте поменяем, сделаем что-то новое — давайте развивать», — такое отношение является неприемлимым. И конечно, наша задача, задача каждого исправлять эту ситуацию.

Послемногие.
Честно говоря, сам пишу не с оригинала, а с первоисточника (не со своих черновых заметок), поэтому самому, что-то кажется не своим :). Как только доберусь до оригинальных перечёркнутых листочков в клеточку – обязательно дополню и исправлю, а вы пока осильте это.